Главная / Статьи / Системы качества / Конвейерное производство заказного ПО и система качества / Введение. Классификация организационных структур и технология творческой работы

Введение. Классификация организационных структур и технология творческой работы


Одна из шуточных иерархий развития производства (бизнеса) классифицирует организационную структуру по возрастанию “организованности” следующим образом:

  • Тусовка
  • Артель
  • Мануфактура
  • Конвейер
  • Система качества

Следуя этой иерархии, систему качества следует рассматривать не как некий внешний элемент, который можно “прилепить” к различным типам организации работы, а как самостоятельный уровень развития организационной структуры предприятия. Мы говорим “система качества”, а не “система управления качеством” или “система контроля качества”. Это важный момент. Мы следует терминологии стандарта ISO-9000, который ввел в широкое обращение термин “система качества” и дал развернутое разъяснение, каким требованиям должна удовлетворять организационная структура предприятия, претендующего на этот уровень своего развития. Традиционно о системах качества говорят в применении к предприятиям, производящим “вещи”. Предприятия же, оказывающие услуги или продающие результаты интеллектуального труда, формально тоже могут быть проанализированы в терминах стандарта ISO-9000. Термин система качества мы понимаем в следующем смысле: Система качества это совокупность организационных структур, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на административное управление качеством. Для того чтобы можно было говорить о построении системы качества на предприятии, разрабатывающем программное обеспечение, необходимо, как минимум, пройти этап “конвейерной” организации труда. Разработка программ - это инженерная деятельность, поэтому применять слово конвейер можно лишь с оговорками, точно определив, что имеется в виду. Фирма ЕМЕ создавалась в 1991 году как предприятие-разработчик заказного программного обеспечения и с тех пор продолжает работать в этой отрасли, постоянно наращивая интеллектуальный и рыночный потенциал. С самого начала работы руководство фирмы поставило перед собой задачу создать технологию разработки программ. Тогда эта задача представлялась вполне заурядной организационной проблемой, решение которой известно из литературы, описывающей работу зарубежных аналогичных фирм, а также из опыта работы советских НИИ. Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, хорошо видно, что скопировать чужой организационный опыт практически невозможно. Создание технологии, которую сегодня мы называем “конвейер”, потребовало шесть лет целенаправленных усилий. Фирма в своем развитии прошла все этапы организационной иерархии, и, по-видимому, пропустить какие-нибудь этапы едва ли было возможно. Финансовое развитие разных фирм может происходить по разному: одни могут делать “финансовый рывок” и концентрировать большие капиталы в сжатые сроки, другие накапливают “рубль к рублю” в течение десятилетий, третьи прекращают свое существование, не выдержав конкурентной борьбы. Что же касается их организационного развития, все проходят примерно один и тот же путь, также как и люди, вне зависимости от их происхождения и социального становления, развиваются от детства к юношеству и дальше - к зрелости и старости. В данной статье не раскрываются подробно отличительные признаки различных этапов организационного развития предприятий. Мы лишь попытаемся рассказать о тех усилиях, которые фирма ЕМЕ предпринимает для достижения почти недостижимого идеала “Система Качества”. Профессионалы консалтинга и реинжениринга утверждают, что число фирм во всем мире, достигших этого организационного уровня - едва ли насчитывает несколько сотен! Было бы нескромно претендовать на членство в ряду корифеев качества, таких как Sony или Тоyoта.

Смотрите также…