Часть 2. Элементы системы качества


Однако мы отклонились от основной темы – Системы качества. На рисунке показан полный производственный цикл разработки заказного программного обеспечения на фирме ЕМЕ. На каждом этапе применяются свои методы обеспечения качественной работы: качество будущего программного изделия и качество обслуживания клиентов. По большому счету здесь мы не изобрели ничего нового: формализация отношений с клиентом (подробное техническое задание и письменные заявки на доработки), кружки качества, тестирование узлов на предмет несоответствия техническому заданию и наличие ошибок, документирование технологии и написание подробных технологических инструкций. Главное, что должно быть присуще любой системе качества – это неформальность подхода. Усилия руководства должны быть направлены на то, чтобы постоянно искоренять причины будущих ошибок, а не бороться с уже имеющимися. Анализ ошибок в программах и сбоев в обслуживании должен постоянно порождать новые организационные и методические решения, которые блокировали бы аналогичные проявления в будущем. Был такой анекдот в советские времена: “Есть два вида гарантии – японская и советская, первая гарантирует, что “не сломается”, а вторая – что “починим”. Система качества должна постепенно подводить предприятие к “японской гарантии”.

2.1 Качество маркетинга

Качество маркетинга определяется на первый взгляд очень легко – по наличию или отсутствию заказов. Однако не следует забывать, что реноме фирмы, ее точная позиция на рынке играет более важную роль, чем массированная реклама. Любая финансовая пирамида, опирающаяся на положительную обратную связь “реклама Я а сбыт” без реального качества изделия, обязательно рухнет. Немало таких проектов реализуется в настоящее время и в области информационных технологий. Механизмы по обеспечению качества маркетинга традиционные – обучение специалистов, обмен опытом, подготовка инструкций, хорошая техническая оснащенность специалистов, проводящих презентации.

2.2 Качество конструирования систем

Конструированием систем на фирме ЕМЕ занимается отдел генерального конструктора. Конструирование систем в нашем понимании включает в себя предпроектное обследование, постановку задачи (в некотором смысле “миниконсалтинг”), предварительное и подробное техническое задание. Работа конвейера начинается с презентации потенциальному клиенту различных проектов, которые разрабатывала фирма ЕМЕ. Это – нулевой этап конвейера. Следующий этап – подготовка предварительного технического задания, коммерческого предложения и проекта договора. Данный этап выполняют программисты-конструкторы из отдела генерального конструктора. Это специалисты высокой квалификации, хорошо владеющие предметной областью, способные оценить в целом состояние дел на предприятии заказчика и выработать стратегию разработки и внедрения будущей системы. Для подготовки предварительного технического задания, программист-конструктор выезжает на предприятие заказчика и собирает данные для постановки задачи. Предварительное техническое задание – это небольшой по объему документ (обычно 20-30 страниц), который закладывает фундамент будущего проекта. В нем дается общее описание структуры проекта, перечень выполняемых функций, перечень основных бизнес-процессов. На основании предварительного технического задания готовится проект договора с точными сроками исполнения и стоимостью всех работ. Следующий этап конвейера, который наступает после согласования договора и предварительного технического задания – подробное техническое задание. Его готовят также программисты-конструкторы. Подробное техническое задание представляет собой точное и формальное описание проекта. Оно содержит все диалоги и печатные формы программных модулей, подробное описание алгоритмов обработки данных и реакций на запросы операторов. Объем подробного технического задания составляет 300-500 листов. Работа по его подготовке – настоящее технологическое произведение искусств. Два конструктора в течение 3-5 недель успевают выполнить детальное обследование предприятия заказчика и подготовить столь объемный документ! Эта работа может быть выполнена в столь сжатые сроки лишь благодаря применению механизированных методов формирования документации: специальная база данных заготовок описания модулей и формальный синтез текста по заранее заготовленной программе вопросов. Наиболее крупные проекты выполняются фирмой ЕМЕ совместно с консалтинговыми фирмами, оказывающими услуги по реинженирингу предприятий, включая полную автоматизацию. Ведущей фирмой в этой отрасли мы считаем фирму Риккон.

Элементы системы качества, реализованные на этапе конструирования:

  • Отдел генерального конструктора занимается только стратегическим планированием разработки и внедрения
  • Подробное техническое задание содержит описание всех элементов проекта вплоть до полей ввода и колонок отчетов, имеет объем 300-500 страниц, готовится фирмой ЕМЕ, подписывается заказчиком
  • Совместная работа с консалтинговыми фирмами при необходимости реинжениринга предприятия заказчика
  • Входной контроль подробного технического задания прикладными программистами (на следующем этапе конвейера), выявление ошибок на этапе сборки системы и анализ ошибок на кружках качества

Кружки качества собираются один раз в неделю. Кружок качества представляет собой цеховое совещание, на котором специалисты могут совместно обсудить выявленные ошибки, проанализировать сложные проблемы, передать друг другу опыт выполненных разработок. Дух кружка качества, характер обсуждения соответствуют требованиям предъявляемым к совещаниям “мозговой штурм”. Именно поэтому в рамках кружков качества проводятся мозговые штурмы наиболее сложных новых конструкторских задач.

Смотрите также…